Вышивка для детей детского сада

сада

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор: Ильина Светлана Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ детский сад №42 «Рябинушка»

«О, женщины донские,
Как славно, расшито вами жизни полотно!
Писать вы научились так недавно,
А вышивать умели так  давно»
В. Колумб

Вышивка наиболее популярный вид рукоделия, история которого уходит корнями ещё в эпоху первобытной жизни, когда иглы были из рыбьих костей и щетины, вместо канвы - шкуры животных, а материалами для вышивки были жилы, волокна растений или шерсти, волосы. Со временем этот список расширился и в него вошли нитки, бумага, шёлк, шерсть, золото, серебро, бисер, жемчуг, самоцветные камни, блёстки, монеты, а игла  стала металлической.

История вышивки крестом в России начинается ещё с Древней Руси, о существовании вышивки в ту пору говорят находки археологов, относящиеся к IХ-Х векам. Часто это  фрагменты одежды знатных людей, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.

Вышивальное искусство постоянно развивалось. К ХIV-ХVП веку  вышивка получает ещё более широкое распространение в украшении одежды и предметов обихода. Нитями из золота и серебра в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивают  церковные одеяния, одежду влиятельных людей. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивка была удовольствием дорогим, поэтому и распространена была среди женщины знатных семей и монахинь [2].

Но постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно прочно закрепляется в жизни всех слоев населения и становится одним из основных занятий девушек - казачек. Конечно же, они использовали более дешёвые материалы для работы, но это никак не уменьшало художественной ценности готовых изделий. На вышивка для детей детского сада Дону было принято готовить  для детей обереги. Оберег был  в каждом доме, это была отличительная черта жителей Дона. Шили без ниток и иголок. Мама с ребенком делали куклу, потом приспосабливали ее на палец и сочиняли сказку. Тем самым у ребенка развивалась моторика руки, и ребенок не боялся оставаться сам дома. На Дону ее называли «Берестянка», это была кукла, сшитая без иглы, и ниток [4].

Продолжая традицию донских казачек по обучению девочек  вышиванию, веду в детском саду кружок «Волшебная иголочка». Этот кружок посещают дети старших и подготовительных групп, ведь вышивка интересна и доступна не только взрослым, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. На занятиях приобщаю детей к истокам нашей донской культуры: рассказываю девочкам о том, как в давние времена украшался вышивкой неповторимый костюм донских  казачек, как платья и головной убор «кичка» передавались из поколения в поколение. О том, что эти платья в каждом поколении дошивались модными узорами, украшались драгоценными  камнями. Что надевать костюм прапрабабушки было очень почетно. Это говорило о том, что род этот был знатный, старинный. Вышивку, донских мастериц ценили и казаки  верили, что  вышивка, ее узоры – знаки могут защитить, спасти.

Магические знаки вышивки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась,  казачки срезали вышивку и хранили отдельно. Поскольку вышитые узоры имели особую ценность, их часто пришивали на новую одежду.

Обучая детей умению вышивать,  ставлю перед собой  следующие задачи:

формировать у детей представление о различных техниках вышивания, особенностях русской народной вышивки (сюжеты, орнамент);
обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия), технике выполнения  простейших  швов и шва «крестик», безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;
развивать навыки ручной умелости, творческое мышление, воображение, фантазию, внимание, интерес к русскому народному творчеству;
воспитывать  усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус  и умение радоваться  совместному творчеству.

Поставленные задачи реализуются через  практическую деятельность детей  при  наличии  следующих условий - для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия.

Для реализации поставленных задач в своей работе использую  следующие   методы  и приемы:

  • метод прямого воздействия (показ способов действия);
  • наглядный метод (рассматривание; применение схем, инструкционных карт);
  • исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);
  • практический метод (планирование, действия с предметами);
  • словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ,  художественное слово, краткое описание, объяснение);
  • репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);
  • игровой метод (привлечение  кукольных персонажей).

В группе в уголке «Волшебная иголочка» поселилась кукла Марья - искусница. Она приглашает детей в свой уютный уголок, где девочки работают с  иголками, нитками, пяльцами. У каждой вышивальщицы оборудовано рабочее место – имеется контейнер или папка с тканями, нитками мулине, шелковыми, шерстяными, синтетическими,  нитками хлопчатобумажными для шитья разных цветов, наперстком,  игольницей, ножницами,  набором копировальных материалов.  На  первое занятие Марья – искусница приходит с чудесной шкатулкой, в которой хранится рукоделие. Кукла  знакомит детей с  предметами:  иголкой, ниткой, лоскутками различных видов ткани. Вместе с Марьей – искусницей дети заучивают правила работы с инструментами для вышивания:

  • игла должна храниться в игольнице;
  • игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы легче было ее найти;
  • нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
  • нельзя брать в рот иглу, нитку, булавку, пуговицу или другие предметы;
  • иглу передают друг другу тупым концом, а ножницы кольцами вперед;
  • ножницы не должны лежать на краю стола.[1]

Марья – искусница «приглашает» детей в путешествие в прошлое России, донского края. Дети учатся работать с копировальной бумагой – переводить рисунки на ткань, пользоваться схемами: считывать узоры и переносить их на рабочую поверхность вышивки. Эти путешествия провожу в игровой форме.  Дети попадают в зал казачьего куреня, где мы учимся вышивать русские узоры: швами «Перевив» - шов «Вперед иголку», знакомлю детей со швом «Крестик». Чтобы понять красоту русских узоров рассматриваем с детьми узоры древних вышивальщиц (в горнице есть полотенце – экспонат 1800 года), скатерти, покрывала. Марья – искусница обращает внимание детей на то, что казаки придавали большое значение вышивке. Для своих узоров казачки брали узоры виноградной лозы, степные колокольчики, вышивали степных кузнечиков и наш великий Дон - батюшку.

Создавая условия работы в уголке «Волшебная иголочка», позаботилась о том, чтобы дети во время вышивания  следили за своим зрением: держали вышивку на  коленях, проводили зрительную, пальчиковую  гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины.  С этой целью использую ИКТ – различные физкультурные минутки «Волшебная звездочка», «Крошка Енот», «Солнышко лучистое»; хороводные игры, динамические паузы «Стрекоза», «Еду, еду к бабе, к деду», «Пальчики вышивали, пальчики устали»,  которые помогают детям снять напряжение, отдохнуть.

Вовлекая в работу с тканью родителей, организовываю итоговые выставки детских работ, привлекаю родителей к подбору рисунков, схем для вышивок, обработки края вышивки, стирки, глажки готового изделия,  организую с родителями посиделки, что очень сближает родителей и детей, ставя перед ними общие цели.

Проводимая мною работа с детьми показала, что дети в ходе работы  научились: закреплять  ткань в пяльцах, вдевать нитку в иголку, шить швами «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «перевив», «через край», «крестик»,  закрепляют нить на ткани, делать бахрому на салфетке. Дети научились   планировать свою  работу, понятно рассказывать  об основных этапах своего  замысла,  проявлять  индивидуальные творческие способности в вышивании. У детей, занимающихся в кружке «Волшебная иголочка», развились такие качества, как усидчивость, внимание,  ориентировка в пространстве, мелкая моторика, воля без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. Но самое главное, дети научились ценить историю своей малой Родины, гордиться ее прошлым, делать будущее своими руками.

Вышивка

Вышивка

Вышивка

Вышивка

Вышивка

Вышивка

Литература:

  1. И. В. Новикова «Обучение вышивке в детском саду». – Ярославль, 2010г.
  2. И. В. Новикова «Вязание крючком и вышивка в детском саду». – Ярославль, 2010г.
  3. Л. М. Сорокина «Учись вышивать». – Киев, 1989г.
  4. Скоролупова О. А.  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством». – М.: 2009г.
  5. Л. В. Куцакова «Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду». – М.: Изд-во «Совершенство», 1999г.
  6. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М.: Изд-во «Сфера», 2010г.

Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы Подарок для воспитателя. - Вышивка и все о ней - Страна Мам Выкройка рукава-лепестка. Обсуждение на LiveInternet - Российский


Источник: http://svarka-m.ru/chto-takoe-vyshivanie-dlya-detskogo-sada/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста От пародонтита выпадают зубы

«Дошколёнок. ру» - Кружковая работа вышивание в детском саду Схемы вышивок для детей - Клуб рукоделия - Страна Мам Бабушкин сундук: Вышиваем с детьми Детская галерея Вышивание крестом. Подборка детских вышивок Детские схемы - Самое интересное в блогах Что такое вышивание для детского сада Детские схемы - Вышивка крестом Азы вышивания для детей Статьи

Похожие новости